Эйдетика: развитие памяти, образного и системного мышления

Ведущая: педагог- Ушакова Галина Ивановна

Термин «эйдетика» в психологию был введен в 30-е годы прошлого века немецким ученым Эриком Йеншем, который обозначил им феномен длительного сохранения четкого следа запоминаемой информации в памяти человека. В переводе с древнегреческого «эйдос»- яркий образ. Эрик Йенш исследовал феноменальную память некоторых подростков. Его наблюдения показали, что наличие уникальной памяти связано с ярким эмоционально-образным восприятием информации. Эйдетика – новое направление в психологии памяти и внимания, изучающее особенности образной памяти. По мнению современных психологов, эйдетизм присущ в разной степени каждому человеку. Пик эйдетизма приходится на возраст 11-16 лет. Детям до 5 лет характерно эмоционально-образное восприятие окружающего мира, в том числе и обучающей информации. Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам физиологического развития. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий мозга, делает более гармоничным и самого ребенка.

Обученный к 6-7 годам приемам восприятия и запоминания информации ребенок легко чувствует себя в нарастающем ее потоке. Он естественно пользуется при обучении в школе разного рода ассоциациями, синестезически воспринимает полезную информацию, легко управляет своим вниманием. Процесс обучения становится с одной стороны более эффективным, с другой стороны перестает быть психологически травмирующим.

В системе развивающего обучения цели эйдетики таковы:

· Развитие внимания, воображения, образного мышления и всех видов памяти
· Обучение эйдетическим и мнемотехническим приемам запоминания любой полезной информации
· Адаптация методов и приемов обработки информации к конкретной обучающей программе
· Проведение психокоррекционной работы, обучение элементам саморегуляции

Занятия по эйдетике для дошкольников проводятся в игровой форме при соблюдении частого переключения с одного вида деятельности на другой. Что позволяет достичь отсутствия утомляемости, сохранения внимания, заинтересованности у детей и поддержание положительного эмоционального фона во время урока.

Основные темы программы:

1. Обучение ассоциативным приемам восприятия и запоминания цвета (его названия, любой последовательности). Цвет в окружающих предметах, одежде, открытках. Запоминание зрительной информации с помощью цвета. Игры с цветом. «Цветные» сказки.

2. Восприятие формы. Кинестетические ассоциации. Тактильная память. Усложнение воспринимаемой и запоминаемой информации от простейших геометрических фигур к абстрактным. Ассоциативное воображение. Игры на узнавание предметов на ощупь. Навыки рисования, лепки, конструирования.

3. Освоение знаково-символьной информации (буквы, цифры, иностранные буквы, иероглифы, знаки Зодиака, абстрактные значки и т.д.). Метод трансформаций. Метод соощущений. Ассоциации с предметами, людьми, животными и др. Зрительные и фонетические ассоциации к слогам. Восприятие текстовой информации. Запоминание алфавита, последовательностей цифр. Сказки о буквах и цифрах.

4. Развитие непроизвольного и произвольного внимания, концентрации внимания. Адаптированные для каждой возрастной группы таблицы Шульте. Проба Крепеллина. Графические диктанты. Упражнения «Решетка», «Муха». Подвижные игры на внимание. Освоение простейших методов релаксации (расслабленное сосредоточение).

5. Обучение приемам и методам запоминания стихов и текстов (с учетом возрастных особенностей):

· метод мимики и жестов для самых маленьких;
· использование мнемотаблиц;
· драматизация сказок;
· метод вхождения, игра «Испорченный телевизор»;
· использование пиктограмм;
· «навешивание» на открытки;
· ассоциации с окружающей обстановкой;
· ассоциации с детьми в группе;
· прием избыточности для 6-7-летних детей;
· освоение схем, небольших интеллект-карт;
· пересказывание текстов (долговременная память).

6. Обучение приемам и методам запоминания новых слов русского языка, названий, имен, дней недели и месяцев по порядку, словарных слов (для 6-7-летних детей), слов иностранных языков, таблиц сложения и умножения (по желанию родителей).

7. Упражнения на развитие двигательной памяти. Развитие динамического соответствия (равновесия).

8. Психокоррекционные упражнения и игры. Упражнения на саморегуляцию. Использование элементов сказкотерапии, драматерапии, игротерапии, гештальттерапии, КПО. Эйдетические способы забывания ненужной информации или негативных эмоций.

9. Тестирование памяти и внимания, психо-эмоционального состояния ребенка, творческого мышления.

Полный курс эйдетики для дошкольников предусматривает 3-х-летнюю программу обучения. Общее количество занятий в год- 70 (2 занятия по 30 минут в неделю). Количество детей в группе- до 12.