Эйдетика: развитие памяти, образного и системного мышления

Педагог - Ушакова Галина Ивановна 

Память – один из самых основных процессов психики человека, та основа, на которой творит мозг, это возможности человека, его мышление.

В большинстве образовательных учреждений методики занятий с детьми опираются на логическое мышление и механическую память. В младших классах школы: таблица умножения, правила и пр. В средних и старших классах к этому добавляются даты, формулы, схемы, слова и фразы иностранного языка и большой объем информации, которую нужно запоминать и пересказывать. Возникает вопрос: как это все запомнить?

Школа эйдетики предлагает различные методы запоминания и обработки информации.

Система эйдетики - память без границ. "Эйдос" в переводе с греческого - "образ". Эйдетизм - это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры.

Немного истории этого направления. Эйдетика разрабатывалась на протяжении 20–40-х гг. XX в. в Германии, в марбургской психологической школе Э. Йеншем и его единомышленниками (В. Йеншем, О. Кро, А. Рикелем, Г. Фишером и другими). Предметом их изучения был эйдетизм — особый вид образной памяти человека. Наиболее крупными специалистами в России по вопросам эйдетики были П.П. Блонский, Л.С. Выготский и А.Р. Лурия.

Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее.

Таким образом, в основу программы взята система эйдетики, которая дополнена основными приемами мнемотехники и приемами рациональной работы с цифровой и текстовой информацией.

В программе используются элементы сказкотерапии, игротерапии, гештальттерапии. Программа рассчитана на 4-х-летнее обучение. Занятия проходят в увлекательной для детей фоме (игра, соревнование, открытое обсуждение, сотрудничество), в формате “круглого стола” или за партами.

Навыки и способности

Развитие произвольной памяти на основе образа, развитие всех видов памяти, внимания, творческого воображения и мышления.